Профориентация 
Министерство
просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том
числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта
«Образование».
Минпросвещения
России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу
заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей
с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум
включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40
часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый
(не менее 80 часов в учебный год).
Каждый
уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
- профильные предпрофессиональные
     классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические,
     предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке
     труда;
 - урочная деятельность, которая
     включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам
     (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных
     проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
 - внеурочная деятельность,
     предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных
     мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность,
     профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков
     открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы,
     коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога,
     моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
 - воспитательная работа
     (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки,
     профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые
     уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных
     профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по
     профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат
     высоких технологий);
 - дополнительное образование
     (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
 - профобучение (обучение по
     программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу
     существовавших учебно-производственных комбинатов);
 - взаимодействие с родителями или
     законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями
     разных профессий).
 
Документы
Методические
рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические
рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта
«Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих.pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация
«Профориентационный минимум на базе Всероссийского проекта «Билет в
будущее».pdf (скачать) (посмотреть)
Профориентационная работа
 Профориентация – комплекс
психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение
школьника.
Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися.
Цель
профориентационной работы в школе:
- оказания
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у
школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы
деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
Задачи
профориентационной работы:
- получение
данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями
дополнительного и профессионального образования.
Основные
направления профессиональной ориентации учащихся:
-
Профессиональной просвещение;
- Профессиональная
диагностика;
-
Профессиональная консультация и др.
 Этапы и
содержание профориентационной работы в школе 
1-4 классы:
- Формирование у младших
     школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни
     человека и в обществе;
 - Развитие интереса к
     учебно-познавательной деятельности, основанной на практической
     включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую,
     игровую, исследовательскую;
 - Постепенное расширение
     представлений о мире профессионального труда;
 
5-7 классы:
- Развитие у школьников
     личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
     профессиональной деятельности;
 - Представления о собственных
     интересах и возможностях;
 - Приобретение первоначального
     опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
 
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное
     профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия
     решения о выборе профиля обучения;
 - Профессиональное самопознание;
 
10-11
классы:
-  Коррекция
     профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
 
Направления
и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по
     профориентации, страничка на школьном сайте в разделе
     «Профориентационная работа в школе».
 - Осуществление взаимодействия с
     учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами
     района и области.
 
 
Работа с
учащимися:
- Профориентационные мероприятия:
     викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
 - Тестирования и анкетирования
     учащихся, с целью выявления профнаправленности;
 - Консультации по выбору профиля
     обучения (инд., групп.).
 - Расширение знаний в рамках
     школьных предметов;
 - Организация и проведение
     экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых
     дверей учебных заведений;
 - Встречи с представителями
     предприятий, учебных заведений;
 - Участие в конкурсах
     декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям
     в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного
     образования.
 
 Работа с
родителями:
- Проведение родительских
     собраний (общешкольных, классных);
 - Индивидуальные консультации с
     родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
 
КАК ПОМОЧЬ
СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
- Принятие решения о выборе
     профессии
 
Важнейшая
задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах
и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом
этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны
родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая
помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок.
Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит
время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные
ошибки при выборе профессии:
- Выбор профессии «за компанию»
 - Часто молодой человек или
     девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное
     заведение, что и их друзья.
 - Выбор престижной профессии
 - В данный момент престижными
     считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика
     и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть
     способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность,
     работоспособность).
 - Отождествление учебного
     предмета с профессией
 - Например, ученица хорошо пишет
     сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия
     журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности
     и взаимоотношения людей, а не только написание статей. 
 - Отождествление профессии с
     конкретным человеком, который нравится
 - К примеру, младший брат
     восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже
     решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует
     действительности.
 - Несоответствие здоровья и
     условий труда в избранной профессии
 - Необходимо знать и учитывать
     особенности организма подростка, условия, в которых придется работать,
     иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья.
     Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью,
     а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих
     медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее
     зрение для повара, кондитера, водителя).
 - Устаревшие представления о
     характере труда и возможностях профессии
 - Незнание динамики развития
     профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под
     названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда
     нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
 - Неумение разобраться в себе,
     своих склонностях, способностях и мотивах
 - Помощь в самопознании могут
     оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители,
     специальная литература.
 - Выбор профессии под давлением
     родителей
 - Очень часто родители совершают
     ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
     нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе
     варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось
     осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою
     мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно
     для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись
     поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское
     заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое
     непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с
     нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда
     установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей
     приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
 
Важно, чтобы
молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае
–  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ –
техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не
нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно
помогать, но не заставлять.
Для принятия
реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие
факторы:
- Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить
     его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся,
     представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
 - Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с
     требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему
     выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе,
     рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. 
 - Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли
     востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить
     профессиональное образование по избранной специальности.
 - 1.Обозначьте несколько
     альтернативных вариантов профессионального выбора.
     2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
     3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия
     каждого варианта. 
4.Продумайте
вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного
плана.
 www.ucheba.ru
 Учеба.ру является
крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского
дома «Работа для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и
вузов, специалистам, заинтересованные в получении второго высшего образования.
www.start4you.ru
Сайт «Образование
и карьера» – информационно-справочный ресурс для выпускников школ и
студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору
профессии и образовательного учреждения, поиску работы.
www.urc.ac.ru
Общероссийская
информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для
поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в
профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего
образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы
сайта.
www.profvibor.ru
Сайт  «Электронный
музей профессий» – проект Центра социально-трудовой адаптации и
профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления департамента
образования г. Москвы, адресованный, прежде всего учащимся,
VIII–XI классов.
www.shkolniky.ru
Сайт Столичного
центра профориентации «Разумный выбор» адресован старшеклассникам, стоящим
перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. Он
информирует о содержании работы Центра (определение профессиональной
пригодности; подбор учебных заведений для обучения; формирования профессиональной
готовности к поступлению в учебное заведение), методах работы (индивидуальное и
групповое, бланковое и компьютерное тестирование; тренинги личностного роста).
Все услуги специалисты Центра оказывают бесплатно. На сайте представлен
обширный материал по вопросам, связанным со столичным образованием.
«ПрофГид»
Сайт
посвящен выбору профессии и адаптации человека на рынке труда. Сайт адресован и
взрослым, и подросткам, выбирающим свой путь.
 
Полезные
ссылки:
www.edunews.ru - cправочник вузов России.
www.ucheba.ru - Образовательный портал.
Содержит разнообразную информацию об образовании в России и за рубежом;
сведения о вузах России. Тесты ЕГЭ.
Интернет-ресурсы
по профориентации:
azps.ru Описание профессий, разные статьи по
профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.
www.pedlib.ru Педагогическая библиотека.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11
классы).
www.moeobrazovanie.ru Как выбрать профессию?
Статьи по теме: Выбор профессии.
www.moeobrazovanie.ru Современные программы
по профориентации.
liderlic22.ho.ua Профориентация: игры,
тренинги.
testoteka.narod.ru Методики для профотбора и
профориентации.
psihologschool.ucoz.ru Ошибки при выборе
профессии, что влияет на выбор профессии
psihologschool.ucoz.ru Профориентационные
игры
Интернет-ресурсы
в выборе профессии:
www.find-job.ru Этот
сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых
разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по
выбору профессии
www.abiturcenter.ru Центр
довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента.
Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к
поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и
старшеклассников. Новости довузовского образования
www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая
система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений
www.abituru.ru Информационный
портал для абитуриентов и школьников
www.proforientator.ru