Профориентация
Министерство
просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том
числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта
«Образование».
Минпросвещения
России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу
заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей
с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум
включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40
часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый
(не менее 80 часов в учебный год).
Каждый
уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
- профильные предпрофессиональные
классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические,
предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке
труда;
- урочная деятельность, которая
включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам
(физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных
проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
- внеурочная деятельность,
предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных
мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность,
профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков
открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы,
коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога,
моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
- воспитательная работа
(экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки,
профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые
уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных
профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по
профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат
высоких технологий);
- дополнительное образование
(посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
- профобучение (обучение по
программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу
существовавших учебно-производственных комбинатов);
- взаимодействие с родителями или
законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями
разных профессий).
Документы
Методические
рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические
рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта
«Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих.pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация
«Профориентационный минимум на базе Всероссийского проекта «Билет в
будущее».pdf (скачать) (посмотреть)
Профориентационная работа
Профориентация – комплекс
психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение
школьника.
Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися.
Цель
профориентационной работы в школе:
- оказания
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у
школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы
деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
Задачи
профориентационной работы:
- получение
данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями
дополнительного и профессионального образования.
Основные
направления профессиональной ориентации учащихся:
-
Профессиональной просвещение;
- Профессиональная
диагностика;
-
Профессиональная консультация и др.
Этапы и
содержание профориентационной работы в школе
1-4 классы:
- Формирование у младших
школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни
человека и в обществе;
- Развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на практической
включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую,
игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение
представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности;
- Представления о собственных
интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального
опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное
профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11
классы:
- Коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления
и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по
профориентации, страничка на школьном сайте в разделе
«Профориентационная работа в школе».
- Осуществление взаимодействия с
учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами
района и области.
Работа с
учащимися:
- Профориентационные мероприятия:
викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования
учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля
обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках
школьных предметов;
- Организация и проведение
экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых
дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями
предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах
декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям
в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного
образования.
Работа с
родителями:
- Проведение родительских
собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с
родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
КАК ПОМОЧЬ
СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
- Принятие решения о выборе
профессии
Важнейшая
задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах
и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом
этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны
родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая
помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок.
Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит
время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные
ошибки при выборе профессии:
- Выбор профессии «за компанию»
- Часто молодой человек или
девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное
заведение, что и их друзья.
- Выбор престижной профессии
- В данный момент престижными
считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика
и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть
способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность,
работоспособность).
- Отождествление учебного
предмета с профессией
- Например, ученица хорошо пишет
сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия
журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности
и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
- Отождествление профессии с
конкретным человеком, который нравится
- К примеру, младший брат
восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже
решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует
действительности.
- Несоответствие здоровья и
условий труда в избранной профессии
- Необходимо знать и учитывать
особенности организма подростка, условия, в которых придется работать,
иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья.
Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью,
а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих
медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее
зрение для повара, кондитера, водителя).
- Устаревшие представления о
характере труда и возможностях профессии
- Незнание динамики развития
профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под
названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда
нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
- Неумение разобраться в себе,
своих склонностях, способностях и мотивах
- Помощь в самопознании могут
оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители,
специальная литература.
- Выбор профессии под давлением
родителей
- Очень часто родители совершают
ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе
варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось
осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою
мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно
для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись
поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское
заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое
непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с
нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда
установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей
приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы
молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае
– высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ –
техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не
нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно
помогать, но не заставлять.
Для принятия
реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие
факторы:
- Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить
его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся,
представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
- Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с
требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему
выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе,
рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
- Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли
востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить
профессиональное образование по избранной специальности.
- 1.Обозначьте несколько
альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия
каждого варианта.
4.Продумайте
вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного
плана.
www.ucheba.ru
Учеба.ру является
крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского
дома «Работа для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и
вузов, специалистам, заинтересованные в получении второго высшего образования.
www.start4you.ru
Сайт «Образование
и карьера» – информационно-справочный ресурс для выпускников школ и
студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору
профессии и образовательного учреждения, поиску работы.
www.urc.ac.ru
Общероссийская
информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для
поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в
профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего
образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы
сайта.
www.profvibor.ru
Сайт «Электронный
музей профессий» – проект Центра социально-трудовой адаптации и
профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления департамента
образования г. Москвы, адресованный, прежде всего учащимся,
VIII–XI классов.
www.shkolniky.ru
Сайт Столичного
центра профориентации «Разумный выбор» адресован старшеклассникам, стоящим
перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. Он
информирует о содержании работы Центра (определение профессиональной
пригодности; подбор учебных заведений для обучения; формирования профессиональной
готовности к поступлению в учебное заведение), методах работы (индивидуальное и
групповое, бланковое и компьютерное тестирование; тренинги личностного роста).
Все услуги специалисты Центра оказывают бесплатно. На сайте представлен
обширный материал по вопросам, связанным со столичным образованием.
«ПрофГид»
Сайт
посвящен выбору профессии и адаптации человека на рынке труда. Сайт адресован и
взрослым, и подросткам, выбирающим свой путь.
Полезные
ссылки:
www.edunews.ru - cправочник вузов России.
www.ucheba.ru - Образовательный портал.
Содержит разнообразную информацию об образовании в России и за рубежом;
сведения о вузах России. Тесты ЕГЭ.
Интернет-ресурсы
по профориентации:
azps.ru Описание профессий, разные статьи по
профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.
www.pedlib.ru Педагогическая библиотека.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11
классы).
www.moeobrazovanie.ru Как выбрать профессию?
Статьи по теме: Выбор профессии.
www.moeobrazovanie.ru Современные программы
по профориентации.
liderlic22.ho.ua Профориентация: игры,
тренинги.
testoteka.narod.ru Методики для профотбора и
профориентации.
psihologschool.ucoz.ru Ошибки при выборе
профессии, что влияет на выбор профессии
psihologschool.ucoz.ru Профориентационные
игры
Интернет-ресурсы
в выборе профессии:
www.find-job.ru Этот
сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых
разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по
выбору профессии
www.abiturcenter.ru Центр
довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента.
Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к
поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и
старшеклассников. Новости довузовского образования
www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая
система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений
www.abituru.ru Информационный
портал для абитуриентов и школьников
www.proforientator.ru